Очень часто при показе покупателю квартиры встречаются очень интересные клиенты, что когда им задаешь вопрос о дальнейшей структуре сделки они кроме имени своего риэлтора ничего не знают. Где, в каком агентстве работает, были в офисе компании или нет, я уже не говорю о том, что название агентства почти никто не знает.
Если Вы уже решили (что правильно сделали) воспользоваться услугами специалиста, то Вы должны четко понимать свои обязанности и конечно самое главное свои ПРАВА.
Итак, первое правило, которое Вы, как клиент, должны запомнить: все Ваши действия и действия Вашего риэлтор являются предметом официальной договорённости. Вы не обязаны подписывать договор, предоставляемый агентством недвижимости, не задавая никаких вопросов, не получив необходимых разъяснений и не внеся (по ситуации) желаемых изменений.
Второе правило: продаёте или покупаете, сдаёте или арендуете недвижимость ВЫ.
Это означает, что главный решающий голос в обсуждении условий сделки, цены и сроков – именно Ваш. Риэлтор в этой ситуации – друг и советчик, Ваше доверенное лицо и защитник интересов. Вы можете прислушиваться к его советам, но выбор всегда остается за Вами.
Последнее, третье правило: оплачивать нужно результат, а не процесс. Как известно, результатом сотрудничества агентства недвижимости и клиента является только реализация сделки.
Так что же должен включать в себя договор на оказание риэлторских услуг?
Я не буду описывать все, что должно быть в договоре, т.к. Вы сами понимаете договор это документ, в который по согласованию сторон можно включать любые пункты, а скажу о самом главном.
Самое главное это точное описание условий сделки, позволяющее однозначно понять, какой момент будет являться завершающим для обеих сторон. Обязательно должны быть пункты, регламентирующие сроки действия, основания и последствия его прекращения, а также ответственность за неисполнение.
Не забывайте также о том, что описание объекта (как в договоре, так и в объявлениях на порталах), являющегося предметом сделки, должно полностью совпадать.
На практике очень часто, в том числе и в компаниях, заявляющих о собственной клиента ориентированности, встречаются договора, суть которых отлично иллюстрирует изречение «игра в одни ворота». Такой договор можно легко узнать, даже не читая. Для этого достаточно просто сравнить между собой число пунктов в разделах «права клиента» и «права компании».
24.04.2018